Покровка, 7

Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!

Уильям Гескет Левер

+7 (831)

2789354

603093, Н.Новгород, Печерский съезд, д. 38 а, офис 312

pokrovka-7@mts-nn.ru

Школа современная, а уроки - скучные

Рекламный Вестник, 41, г.

Со своим театром «Школа современной пьесы» посетил Нижний Новгород Иосиф Райхельгауз.

 Встречать нам известного ныне режиссера не впервой. Под крышей затопленного пожарным краном театра «Комедiя» с 20 по 22 октября модная в Москве труппа показала  четыре спектакля.
Один из них - «А чой-то ты во фраке?», некогда прославивший мало известного тогда режиссера Иосифа Райхельгауза, нижегородцы уже видели. Другой — детский, «Вредные советы» на стихи Григория Остера. Поговорим о двух оставшихся.
На «Русское варенье» по пьесе Людмилы Улицкой пришли банковские служащие, преимущественно, женщины. После первого акта тихо, не ругаясь, ушли человек тридцать. Спектакль о том, как плохо жить интеллигенции в непричесанной России. Свет на дачах отключают. Воду перекрывают. Презервативы рвутся и т.д.  Играли лучшие артисты: Т. Васильева, А. Филозов, Е. Санаева. Есть тут китаец-приживал, которого укусила за палец кошка, и он чуть ли не попал в больницу. Интеллигент-старичок, пьющий водку с сантехником, его сестра - переводчица с иностранного, дочь-монашка, прислуга-старушка, ностальгирующая по сильной сталинской руке.  Сын, новый русский (типа чеховского Лопахина из «Вишневого сада»), хочет скупить все дачи, вырыть котлован, залить его водой и создать остров для развлечений.
Режиссерским решением Райхельгауз не удивил. Полно скучных разговорных мест, длиннот. Многие считают этот спектакль русофобским. Театр смотрит на русский быт презрительным взором заезжего иностранца. Автор не видит ничего, кроме  повального алкоголизма, скудоумия, нескончаемого рабства  и умственной отсталости. Идет ко дну, как  гордый «Варяг», созданный коммунистами колхоз. Вспоминаются советские герои труда, злодеи культа личности, соседи, пишущие доносы друг на друга. Недаром в спектакле упоминается имя великого русского философа Петра Чаадаева, который скептически смотрел на нашу «Рашу». Хотя слой растерянной интеллигенции есть в любой стране. 
Моментами становилось жалко прекрасную актрису Татьяну Васильеву, которая, сидя за столом или стоя на лестнице, не знала, куда ей деть руки. Филозов показался застывшим, словно после 20 порций мороженого и  пол-литра водки. Пожалуй, самая живая получилась Елена Санаева в роли служанки.
Второй спектакль -  фантазия с песнями и танцами по пьесе Грибоедова  «Горе от ума», который в редакции театра называется «Русское горе». На сцене молодежь, одетая в черно-белые одежды: одна штанина черная, другая штанина белая. Песенки написал хорошо известный зингер-мастер Сергей Никитин. Текст песен сварганил известный хохмач  Вадим Жук. Создалось, правда, впечатление, что писал он тексты на бегу, по дороге из своего дома  в телецентр, оттуда - на конференцию в Союз композиторов, затем - в Союз писателей, потом - на корпоратив. Чацкий - типичный студент театрального училища, возможно, троечник по сценодвижению, старается,  играет правдоруба, но не очень ему веришь. Ему бы еще учиться и учиться театральному искусству. Лизанька и Софья блистают молодостью, неплохо двигаются, в перспективе - большие хищницы. 
В этот приезд  Московский театр «Школа современной пьесы» не порадовал нижегородцев. И тут вспоминаются слова  петербургского критика Марины Дмитриевской: «Нет на карте страны нижегородских театров». Этим она хочет сказать, что они плохи. Но, глядя на некоторые московские театры, убеждаешься, что наши не хуже, а порой и лучше.

Михаил ВИСИЛИЦКИЙ.

© 2009 Издательство "Покровка 7"