Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!
Уильям Гескет Левер
Много граней одного таланта
Рекламный вестник, 17, г.
Погружаясь в кроваво-экстремальную эстетику поэта, Григорьев вместе с талантливой актрисой и певицей Анной Ваниной создали действо, где под колокольный звон и одинокий женский голос пронзительно и ярко показана жестокая жертвенность революции и загадочная психологичность поэмы Есенина «Черный человек».
Юру Григорьева неоднократно приглашали сниматься в кино, но он пренебрегал этим. «Фильмы плохие, а я хороший», - был его ответ. Окончил он ни больше ни меньше как Горьковское театральное училище, тогда еще не имени Евстигнеева. Учился у прекрасного педагога и артиста Александра Палееса, который говорил своим ученикам: «Я не режиссер, я - артист, поэтому просто повторяйте за мной». И Юра старательно повторял за Учителем.
После училища он сразу попал чтецом в Горьковскую филармонию. Читал классиков - русских и советских. Впрочем, на худсовете читал одно, а на концертах - другое, потому что строгая коммунистическая цензура не пропускала и малейшей непристойности. Даже слово «жопа» (в рассказе Зощенко) считалось крамолой.
После филармонии Григорьев триумфально въехал в исторические стены нашего многострадального Театра драмы им. Горького. Конечно, Гамлета или Ромео ему не доверили. «По понятиям» партии и правительства этих юношей должны были играть шестидесятилетние члены той самой партии, обогащенные животиком и званием.
В спектакле «Гнездо глухаря» Григорьева густо мазали черной краской, и выходил он на сцену на две минуты негром, но зритель в этом спектакле помнит его одного. После той роли Григорьеву доверили сыграть роль молодого, но уже лысоватого Волка, но и под этот образ артист сумел подложить характер истеричного революционера. И ему предложили перейти в театр комедии, где
счастье наконец улыбнулось ему и почти все главные роли он играл с большим успехом.
В то время «Комедiя» «проживала» на ул. Маяковского, ходил в театр простой зритель: швеи-мотористки, сантехники, работники объединения «Маяк» и «Восход», их мужья, жены, дети и прочие родственники, которые, встретив Юру на улице, кланялись ему, глубоко уважали, женщины подносили цветы, а мужики одаривали батоном колбасы и бутылкой водки, что, впрочем, всегда было кстати.
После того как Григорьев закончил Самарскую академию культуры и искусства, он стал режиссером массовых представлений. Многие помнят праздники города, которые он устраивал на площади Минина. Там Юра руководил танцорами, хорами, пионерами и даже секретарями обкомов, как генерал Рокоссовский армиями.
В Выксе Юра на День города поставил грандиозный праздник. Были привезены 120 артистов из разных городов области, пять оркестров, лошади в плюмажах, даже императрица Екатерина Вторая, будто бы заложившая великий город Выксу. Зрелище весьма одобрил приехавший губернатор Валерий Шанцев.
У Юры есть и еще одна грань творчества. Это экспериментальные актерские работы в театре-студии «Рок-Драма». Гастроли в Вильнюсе, Клайпеде, Москве в помещении театра «Ленком». В спектакле «Черный блюз для Отелло» он удачно душил Дездемону. В «Рок-Драме» впервые в мире была поставлена «Жизнь солдата Ивана Чонкина» Владимира Войновича, где Юра неподражаемо сыграл главную роль. Затем Луций в «Золотом осле» Апулея. И, конечно же, лучшая, она же сложнейшая, роль Григорьева - Гумберт в пьесе О’Нила по роману Набокова «Лолита». Здесь Юра явил зрителю серьезный психологический пласт, где драма срастается с абсурдом и юмором.
Играя роль императрицы Екатерины Второй в спектакле по Зощенко, он смог показать гомерически смешные черточки ее характера. Созданный им образ увлекает разнородную зрительскую аудиторию. В последней части Юра играл Петра Первого так, что из зала шел шквал зрительской энергии и восторга. Понять умом это невозможно: талант вообще нельзя анализировать. Это от Бога. Жизнь Григорьева - забавный голливудский сценарий со всевозможными взлетами и падениями. Юра давно бы стал народным артистом, но некогда ему бегать с бумажками по коридорам власти. На это уходит уйма полезного времени, а его так не хватает на творчество.
Михаил ВИСИЛИЦКИЙ.
© 2009 Издательство "Покровка 7"