Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!
Уильям Гескет Левер
Эстетика прямой кишки
Рекламный вестник, 44, г.
На Сахаровском фестивале в Нижнем поразил нас оркестр из маленького французского городка. А еще приехал прославленный театр «Комеди Франсез». Он побывал в Москве, Петербурге и Екатеринбурге. Почему не у нас? Нижний вообще обойденный город. Приезжают только московские халтурщики, желающие купить себе новенькую иномарку. Залеплены наши заборы знакомыми до боли лицами: надоевшие Митяев, «Четвероногие звезды», фестиваль танца живота.
В Нижегородском государственном художественном музее в кремле прошла выставка художника Фабриса Ибера, которую он назвал «Бессмертные». Французы несут свое искусство в массы легко, без претензий.
Наши профессиональные художники возмущены. Где привычные полянки, церквушки, речушки, где коровы и козлики, мирно пасущиеся на бескрайних полях, как, скажем, у Рекина или Шихова, где портретики учительниц, сталеваров, врачей, депутатов, наших местных поэтов? На выставке мы видим скульптуру «Прямая кишка», где мозг, желудок и длинная, как палка, та самая прямая кишка. Да, неинтересно, и как-то все-таки смешно. Некоторые зрители были в шоке. Одна женщина, не старая, лет шестидесяти, упала в обморок. Ее привели в чувство и спустили этажом ниже, где царствует прекрасная аура старых мастеров живописи. Много воздуха. Хочется жить, дышать полной грудью, наслаждаясь Шишкиным, Левитаном, Рерихом. Но – стоп! Надо двигать искусство живописи вперед, к невиданным горизонтам. Ибер разлагает наш привычный мир. Он его ненавидит и вместе с тем обожает.
Что же это за картины? На зеленоватом фоне (цвет земли?) мы увидели разного рода козявок, струи воды, человечишек без глаз и без ушей, ромбики, пузырьки, дурацкие надписи и много-много всякого глупого нагромождения. А тазы, хаотично наставленные в большом зале, - это что? Что они должны сказать нашему измученному ЖКХ сердцу? «Зачем нам такое искусство? – спрашивают зрители. - Что оно нам дает?» А дает оно нам возможность приобщения к современным произведениям, инсталляциям, наконец. Но залы музея пусты, никто не хочет приобщаться к прогрессивному. Правда, приводят в праздничные дни из колледжей и школ детишек. Смотрите, мол, это ваше будущее.
Маленькая кучка зрительниц разругалась на этой выставке. «Вот это да!» – сказала одна. - «А чего - да? Неужели такое может восхищать?» - «Вы ничего не понимаете». – «А вы ретроградка». Поругались. Схватились. Уже интересно. И все же считаю, что такие выставки нужны и пренебрегать этим фарсом нельзя. Пусть зритель посмеется, углубится. Ничего страшного не произойдет, если он и повозмущается.
А как вы относитесь к тому, что наши художники в штыки приняли живопись Никаса Сафронова? А ведь у него все понятно. Нужно только пораскинуть мозгами. Пускай будет всякое искусство - не только для широкой публики, но и для эстетов.
Михаил ВИСИЛИЦКИЙ.
© 2009 Издательство "Покровка 7"