Покровка, 7

Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!

Уильям Гескет Левер

+7 (831)

2789354

603093, Н.Новгород, Печерский съезд, д. 38 а, офис 312

pokrovka-7@mts-nn.ru

Приколы от Камю

Рекламный вестник, 43, г.

  О чем же спектакль «Посторонний»?  Про плохого дядю, который убил бедного араба. И у гроба своей матери курил, а надо было плакать, страдать, ломать руки. Вообще, все искусство сейчас строится на плохих людях. Еще очень модно освещать жизнь проституток и рассказывать, какие они добрые душой.
Зал сидел как вкопанный, молчал, перемалывал происходящее на сцене. Хорошо слушали. Прошли те незабвенные времена, когда правительство требовало от нас изображать на сцене благородного, политически чистого героя. Чтобы население страны равнялось на него.
Прекрасно, что у нас есть сцена, где можно экспериментировать. Даже Станиславский говорил, что нет серьезного искусства без несерьезного эксперимента. «Евгений Онегин» тоже был когда-то экспериментальным явлением. Николай Иванович Греч писал, что Пушкин «прикалывается», а король Испании Фердинанд III на банкете в честь взятия острова Майорка  сказал королеве на ушко, что Сервантес - большой хулиган, но никакой не писатель. 
Спектакль по роману Альбера Камю - «Посторонний» прошелестел в Доме актера с большим успехом. Актер Николай Шубяков, сыгравший роль господина Мерсо, прошелся по всем клавишам психологических глубин и покорил зал.
И все же мне кажется, что спектакль надо было начинать с главного - убийства араба. Это отправная точка, а все остальное: смерть матери,  любовь к девушке Мари, философские  излияния в тюремной камере, где сидит герой - несколько второстепенно. Режиссер спектакля Александр Ряписов неплохо работает со светом и музыкой.  Декораций почти нет и, вероятно, не нужно. На сцене - железный, неудобный для сна топчан и лампа над головой заключенного.
Автор романа Камю в юности жил в Алжире. Ел червей и переписывал животных для ЮНЕСКО. Потом стало скучно - женился. Разошелся. Стал философом. Поступил  в алжирский университет, где изучал  древнегреческих философов, поэтому его часто сравнивают с Аристотелем, но не путайте  Баха с Бахусом - это «разные композиторы».
Прекрасна мастерски сделанная сцена, где актер танцует на фоне текста. Николай Шубяков пластичен, выразителен, и его герой по духу напоминает нам такое же бесхребетное злобное существо, как Зилов из пьесы Вампилова.
Наше поколение, взращенное на таких политизированных драматургах, как Погодин, Шатров, Софронов, теперь страстно тянется к западному извращению либо к нашей «новой драме», где господствуют насилие и мат.
Некоторые литературные критики утверждают, что выстрел в араба прозвучал от удушающей жары и скудной, однообразной жизни  в пыльном, грязном Алжире. Да герою и Париж не понравится, ненавидит он и людей, которые снуют мимо него. Мерсо - лишний в этой жизни, он ждет казни в своей камере как избавления от общества, ему ненавистного.
Наш город полон простых людей - им эти философские экзистенциальные  штучки не совсем по душе, им бы че попроще, типа  «Выходили бабки замуж».
Отрадно, что в Доме актера так доброжелательно относятся к яркому эксперименту в театральном искусстве. Может, простой человек, скажем, работник  прилавка или водитель КамАЗа, приобретет  вкус к истинному искусству. Чем черт не шутит. 


Михаил ВИСИЛИЦКИЙ.

© 2009 Издательство "Покровка 7"