Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!
Уильям Гескет Левер
Итальянские страсти
ЛУКОЙЛ-АвтоКурьер, 4, г.
Под крышей автомобильного музея
Знакомый итальянец убеждал меня, что мне всенепременно понравится Турин — мол, город этот объединил в себе все то итальянское, что мне обычно нравится, — архитектуру с многовековой историей, широкие проспекты и узкие улочки, многочисленные уютные кафе, горный ландшафт, создающий неповторимые городские и природные пейзажи…
Город встретил нас серой промозглостью и проливным дождем.
Но я настойчиво рекомендую всем автолюбителям, путешествующим по Италии, включить Турин в свой маршрут.
Город шоколада и автомобилей
Столица Зимних олимпийских игр 2006 года, Турин, четвертый после Рима, Милана и Неаполя город Италии по количеству жителей, привлекает, пожалуй, не самое большое количество туристов. Впрочем, здесь можно встретить поклонников футбольной команды «Юве» со всего мира или менее многочисленных фанатов «Торино», а молодые режиссеры ежегодно собираются в Турине на международный кинофестиваль.
Кроме того, Турин и регион Пьемонт - родина таких марок с мировой известностью, как Nutella, Ferrero Rocher, Kinder Chocolate, Tic Tac, напитков Martini и Cinzano, кофейной марки Lavazza. Приехать сюда стоит еще и потому, что на берегу реки По в здании стиля модерн общей площадью около 17 000 квадратных метров разместился национальный автомобильный музей. И музей этот восхитителен!
Оказавшись в современных залах с экспозицией из двухсот автомобилей восьмидесяти марок, интерактивными витринами и экранами, сложно представить, что это музей с более чем полувековой историей (официально открыт 3 ноября 1960 года, реконструирован по проекту архитектора Чино Зуччи в 2011 году). Здесь вы не просто увидите коллекцию автомобилей разных эпох, вы совершите увлекательное путешествие, на которое закладывать нужно уж точно не менее трех-четырех часов. И будьте готовы удивляться!
Тысячи квадратных метров любви
Итак, мы на верхнем этаже музея, здесь, исследуя 21 комнату, мы ознакомимся с историей появления автомобиля, развитием автомобилестроения, увидим результаты гонки по созданию машины массового производства. Каждый квадратный метр музея сделан с любовью. Каждый экспонат сопровождает неповторимая атмосфера — так, например, модели автомобилей 20-30 годов XX века выставлены на фоне огромных портретов Айседоры Дункан и Греты Гарбо или на фоне ретрофотографий соответствующей эпохи. Приятно встретить в музее 202 модель «Чизиталии», признанную самым красивым и элегантным автомобилем всех времен, ее первый вариант с 1947 года хранится в Музее современного искусства в Нью-Йорке как лучший образец технического творчества человечества XX века. На установленной перед машиной табличке написано: «Одна из лучших дизайнерских разработок за всю историю автомобилестроения». В Туринском музее у Чизиталии своя комната, по соседству с другой любопытной кузовной работой — Фиатом Турбина.
Когда обнаружите на своем пути фанерную стену с дырками и кнопками, не проходите мимо. Вполне логично — в дырочку нужно заглянуть, на кнопку нажать, и тут начнется волшебство: в каждом отверстии представлена миниатюрная картина: здесь и пустынная дорога американского хайвэя 66, желтые такси на улицах Нью-Йорка, кадиллаки среди пальм в Лос-Анджелесе. Вдоволь насладившись фанерными чудесами, отправляемся исследовать другие экспонаты музея — деревянный макет кузова Alfa Romeo Giulietta в натуральную величину, очаровательный красный Fiat 500 Barchetta Bertone, похожий на изысканного усатого итальянца. Ох уж этот чинкве-ченто (разговорное итальянское название фиата 500)! Его в музее и в кирпичную стену засунули, и на пьедестал разместили, и сделали полноразмерную модель из кучи маленьких цветных фиатиков 500. Прям-таки сумасшедшая итальянская любовь! Впрочем, автомобильному помешательству посвящена здесь целая зона! Гуляя по музею, вдруг оказываешься в квартирке автомобильного маньяка — у него кровать, ванна и обеденный стол на колесах, туалет в виде гоночного болида, в одном старом фиате 500 моется посуда, а на капоте другого разместились плита и кухонная утварь. И, несмотря на то, что одержимость здесь представлена в гротескной форме, некоторые идеи могут позаимствовать и простые автолюбители.
Исходив несколько тысяч квадратных метров, можно погрузиться в виртуальную реальность — сесть в кресло, опустить специальный индивидуальный экран и изучать автомобильные рекламные ролики разных десятилетий. Среди коллекции встречаются старые и странные, смешные и давно полюбившиеся, стильные и необычные, одним словом, вряд ли удастся посмотреть все, но что-то по душе однозначно найдете!
Даже если так случилось, что вы равнодушны к «Формуле-1» и к другим видам гонок, вы не сможете пройти мимо зала, посвященного автоспорту. В нем вас встретят не только модели формульных болидов разных лет, но и шикарное визуальное шоу на огромном проекторе — пылающие огни, бегущие лошади и все это под захватывающую дух музыку двигателей. А еще можно увидеть изображенных в полный рост итальянских гонщиков — звезд ралли Mille Miglia, пилотов формулы.
Этаж национальной гордости
Вам когда-нибудь приходило в голову, что автопокрышки, колеса и моторы могут рассматриваться как предметы искусства? Создатели музея уверены, что искусство не прерогатива живописи, скульптуры и музыки, поэтому целый зал отвели под 27 разных двигателей, а на стены поместили 14 видов колес и 7 покрышек. Возможно, именно в движении колес или звуке мотора знаменитые итальянские дизайнеры искали и находили вдохновение. О чем мечтал Альдо Бровароне - автор небезызвестного Ferrari Dino, какой автомобиль Фабрицио Джуджаро считает своим самым главным достижением, чему завидует Паоло Пининфарина, что является самым гениальным изобретением человечества по мнению Флавио Манцони и что подарил музею Вальтер де Сильва? Благодаря составителям музейной экспозиции, мы в прямом смысле увидели ответы дизайнеров в индивидуальных витринах.
Линии крыльев, форма фар и решетки радиатора, угол наклона крыши, даже дверные ручки — все это отличает один автомобиль от другого, но единит его с эпохой создания. С достоинством и во всей красе в последних залах музея выставлены предметы итальянской гордости — Cisitalia 202 SMM spider Nuvolari (1947), Alfa Romeo Disco Volante ( 1952), Maserati Mexico (1968), Ferrari 208 GTB turbo (1982). В качестве доказательства того, что некоторые вещи никогда не выходят из моды, в музее представлена Alfa Romeo 8C Competizione: волнующие округлые формы этого двухместного автомобиля напоминают стиль Alfa Romeo 1930-х и 1940-х годов.
И вот когда путешествие по музею подходит к концу, когда оказываешься в большом пустынном холле и видишь, что на улице наконец кончился дождь, становится немного грустно. Так часто случается от переизбытка чувств. Эти несколько часов были посвящены большой, всепоглощающей любви: нежной, сентиментальной, страстной и маниакальной одновременно. Разве можно так любить? Ведь эта любовь обречена, ведь она останется безответной. Если бы только автомобили могли говорить... Но есть только этот рык двигателя, эта улыбка линий капота, эти сияющие глазастые фары. Нет, это не национальный автомобильный музей, это — дом! Дом итальянского автомобиля. Дом итальянской любви.
Полина Авдеева, фото автора
© 2009 Издательство "Покровка 7"