Покровка, 7

Половина денег, которые идут на рекламу, выбрасываются впустую; но как узнать, какая именно половина?!

Уильям Гескет Левер

+7 (831)

2789354

603093, Н.Новгород, Печерский съезд, д. 38 а, офис 312

pokrovka-7@mts-nn.ru

Нефть БраНобель

Издательство "Покровка,7", 1, г.

Главы из книги-альбома Татьяны Виноградовой и Сергея Авдеева 

«Нижегородские открытия. КОД ШУХОВА»



Картинки с выставки
Павильон Товарищества братьев Нобель, действительно, напоминал богатую бакинскую мечеть. Над боковым входом возвышался минарет. Под огромным куполом центрального зала размещалась панорама «Черного Города» – места нефтяных промыслов, были развешены картины, изображающие Баку и его окрестности. Архитектура здания отличалась большой строгостью и контрастом плоских глухих стен с изяществом деталей легкого кружева карнизов и филигранных мозаик.


Посмотрим на фотографию. Мы видим, как из здания в восточном стиле, напоминающего мечеть, выходит группа людей. По лестнице спускается не кто-нибудь, а последний российский император Николай II с императрицей в сопровождении министров. Мы уже знаем, что происходит все это в Нижнем Новгороде летом 1896 года. Мы даже можем точно назвать дату, когда все это было, – 19 июля и, более того, довольно подробно описать те давние события.


 «19 июля Их Императорские Величества Государь и Государыня продолжили осмотр Всероссийской выставки. На выставочную территорию Их Величества прибыли в 10 ч. 25 мин. в открытой коляске через главный выставочный въезд и последовали мимо пруда, части центрального выставочного здания в павильон Товарищества бр. Нобель, на подъезде которого Высоких Посетителей встретили все присутствовавшие в Нижнем министры и Государева свита. Главный вход в красивое здание восточной архитектуры павильона Нобель был устлан красным сукном. Почтительно приветствуемые представителями Императорские  Величества проследовали по устланной персидскими коврами дорожке в павильон и приступили к его осмотру.


Их Величества изволили обойти весь павильон и интересоваться всеми выставленными здесь экспонатами. Кроме экспонатов Их Величества обозревали имеющуюся в павильоне товарищества панораму Черного Городка, где сосредоточены нефтяные промыслы бр. Нобель. Путь, по которому следовали Царь и Царица, был устлан ценными, в восточном вкусе, коврами.


Закончив обозрение павильона бр. Нобель, Их Величества снова вышли в вестибюль главного входа и проследовали по дорожке, изукрашенной лавровыми деревьями и клумбами цветов, окруженными большими морскими раковинами, по направлению к Кустарному отделу Выставки».


Богатство всего земного шара
В альбоме участников Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде А. Шустова (С.-Пб.) о Товариществе братьев Нобель читаем:


«Имя Л.Э. Нобель связано с развитием нефтяного дела не только в России, но смело  можно сказать, что благодаря предприимчивости этого замечательного деятеля нефтяные богатства всего земного шара получили то широкое применение, каким пользуются в настоящее время. Благодаря ему такой дешевый продукт, как нефть, может выдерживать расходы перевозки из одного полушария в другое, из одной страны света в другую. Став во главе новоучрежденного Товарищества, Л.Э.Нобель продолжал стремиться к расширению дела и распространению среди потребителей добываемых на Кавказе нефтяных богатств с целью замены господствовавшего тогда во всем мире американского керосина продуктом отечественного производства. Главнейшею заслугою покойного учредителя Товарищества в нефтяном деле следует считать введение наливной перевозки нефтяных продуктов на судах, считавшейся до того времени невозможной. Л.Э. первым доказал возможность разрешения этой задачи, и в скором времени наливной флот Товарищества на Каспийском море и Волге послужил образцом для других предпринимателей не только в России, но и в Америке. Это нововведение, удешевив в несколько раз стоимость продукта на внутренних рынках, способствовало увеличению потребления керосина, вследствие чего явилась необходимость в изыскании средств для успешной доставки нефти с промыслов на заводы в таких количествах, какие были не под силу практиковавшемуся способу доставки нефти в посуде. Еще ранее этого Л.Э. Нобель первым в России устроил нефтепровод от промыслов Товарищества на заводы на протяжении 11 верст».

 

 В Черном Городе
Первый в России нефтепровод «Балаханы  – Черный Город» безусловная заслуга Нобелей. Но кто стоит за этим изобретением, кто его спроектировал  и руководил  строительством? Владимир Григорьевич Шухов, в то время совсем молодой, 24-летний инженер.


Одного этого было бы достаточно, чтобы войти в историю отечественной промышленности. Впрочем, не будем скупиться – не только отечественной, но и  мировой! Но с именем Шухова связан целый ряд блестящих изобретений в области нефтяного дела.


В 1878 году Владимир Шухов принял предложение инженера А.В. Бари, вернувшегося в Россию из США, стать главным инженером основанной последним в Санкт-Петербурге фирмы по строительству металлических конструкций «Техническая контора инженера А.В. Бари и Ко».


Кроме того, с 1878 по 1880 год Шухов одновременно являлся представителем фирмы в Закавказье. Этот период как раз и отмечен уникальными разработками, изобретениями и открытиями Шухова в нефтяной промышленности. Здесь он начал исследования в области трубопроводной техники для транспортировки нефти, а затем и мазута. На Балаханских нефтепромыслах молодой инженер спроектировал два первых в России нефтепровода. Он предложил транспортировку по трубопроводам мазута, как среды большой вязкости, с предварительным подогревом – повышение температуры уменьшало вязкость мазута. В 1879 году он подал заявку на привилегию (патент) на «Форсунку для сжигания жидкого топлива».


Проблема переработки нефти является одной из важнейших в творческой биографии инженера. С конца 1880-х годов он вел активную изобретательскую деятельность по конструированию аппаратов для перегонки нефти. Именно Шухов является изобретателем крекинг-процесса.


Опередивший время
Молодой инженер отличался умением быстро схватывать сущность рассматриваемой технической проблемы и находить самое простое или, как мы сказали бы сейчас, не только самое технологичное, но и самое экономичное решение. Для осуществления новых инженерных задач надо было обладать незаурядным техническим талантом и особым характером, личностными качествами, позволяющими смело браться за решение технических проблем, не описанных в учебниках. Этими качествами и был щедро наделен В. Шухов. Казалось, это была родная стихия молодого  инженера. В свои 24 года он проявил себя не только талантливым конструктором, но и блестящим организатором строительных работ. Познакомившись с нефтяным делом, он с азартом берется за решение технических задач транспортировки и хранения,  перегонки и сжигания нефти.


Здесь мы вынуждены пояснить, что в начале 80-х годов XIX в. из нефти добывался только керосин, который применялся лишь для освещения. К начинавшемуся производству нефтяных смазочных масел потребители относились с большим недоверием. А бензин в те времена и вовсе был побочным продуктом, считался ненужным и даже вредным, но неизбежным при перегонке нефти.


Гениальное изобретение В.Г. Шухова, опередившее свое время, было предано забвению. Почти одновременно с его изобретением был построен и первый автомобиль с бензиновым мотором. В 1885 году Карл Бенц создал первый автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания (ДВС). Годом позже (1886) появился вариант Готлиба Даймлера, который считается первым в мире автомобилем, получившим практическое применение. Родился главный потребитель бензина, но пройдет еще четверть века, прежде чем миллионы авто начнут бороздить дороги планеты. Самые дерзкие конструкторы уже  мечтали об авиации, но еще не было автомобильного транспорта.


Важным был и вопрос о хранении нефти на промыслах и доставки ее оттуда на нефтеперегонные заводы. Нефть перевозилась гужевым транспортом, проще говоря, на ослах и верблюдах – в бурдюках и бочках. При этом транспортировка была значительно дороже добычи. Хранилась же нефть в земляных ямах, нанося непоправимый урон окружающей среде. За сравнительно короткий период работы на нефтепромыслах Каспия   изобретения В. Шухова произвели настоящую революцию в нефтяном деле.


Это лишь один аспект деятельности гениального инженера. Диапазон творческих интересов Шухова был поразительно широк. Его инженерный гений неустанно работал, генерируя сотни идей, воплощавшихся в сотнях же изобретений. Простое перечисление сфер его деятельности поражает воображение: паровые котлы и нефтеперегонные установки, трубопроводы и резервуары для хранения нефти, водонапорные башни и нефтеналивные баржи, доменные печи и металлические перекрытия цехов и общественных сооружений, хлебные элеваторы и железнодорожные мосты, маяки и трамвайные парки, заводы-холодильники... Более полувека – с последней четверти XIX по 30-е годы ХХ столетия – его работы определяли достижения России и ее мировой приоритет в самых разных областях инженерной мысли.
Шухов обладал поразительной трудоспособностью, один  выполняя работу целого научно-исследовательского института и оставаясь при этом живым, эмоциональным человеком. Он не просто генератор идей, создающий на потоке совершенные конструкции, аппараты и системы, которым суждено и спустя столетие восхищать специалистов. Он был, действительно, разносторонним и даже универсальным человеком, чьи дарования позволяют нам считать его поистине ренессансной  личностью.


Не случайно профессор Сергей Капица в одном из своих интервью поставил Шухова рядом с Леонардо да Винчи.

 

Книга-альбом «Нижегородские открытия. Код Шухова», Авторы книги: Татьяна Виноградова и Сергей Авдеев.

Если Вы хотите приобрести книгу-альбом «Нижегородские открытия. Код Шухова» или задать вопрос Издательству «Покровка,7», оставьте свою заявку на сайте http://shukhov-code.ru/ или просто позвоните нам +7 (831) 278 93 54, +7 (831) 220 15 57

 


© 2009 Издательство "Покровка 7"